Записки «О упокоении»: что важно знать

Накануне родительской субботы многие приходят в храм подать записки об упокоении своих близких. Порой человек теряется — на обедню или панихиду подавать записку? Другой, подав записку, решает, что этого вполне достаточно, и на само богослужение не идёт. А кто-то приходит на службу, во время молитвы внимательно следит за словами священника и сильно переживает, когда имён его близких, указанных в записке, не произносят вслух.

На наболевшие вопросы о записках отвечает протоиерей Павел Кивович, клирик минского Радосте-Скорбященского прихода, настоятель прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы д. Старое Село Минского района.
— Отец Павел, поясните, пожалуйста, когда во время богослужения молятся о упокоении усопших? Есть обедня, есть панихида…
— Обедня – это слово народное, по-другому это «поминание за Божественной Литургией», мы называем её обедней, т.к. Литургия служится в дневное близкое к обеду время. Во время Литургии есть несколько моментов, когда положено поминать живых и усопших.
Первое поминовение совершается во время первой части Литургии — Проскомидии, второе поминовение может быть, но не всегда, во время заупокойной (или заздравной) ектеньи по прочтении Евангелия. Третье поминовение совершается уже после всего богослужения – это молебен за здравие и панихида за упокой.
Помимо этого ещё есть общее поминовение живых и мёртвых после освящения Святых Даров, которое люди не слышат, но оно является самым важным. Общими словами в нём поминаются все, а если есть необходимость и возможность у священника, то за время пения «Достойно есть» поминается и тот, кто действительно требует особой молитвы в этот день, например, новопреставленный, если мы говорим об умерших.
— Когда записки об упокоении стоит подавать на обедню, а когда на панихиду?
— Есть мнение некоторых священнослужителей, что во время литургийного поминовения, особенно во время Проскомидии, когда из просфоры вынимается частица за человека, как символ приношения дара Богу, а этот человек крещёный, но живёт вне Церкви (не исповедуется, не причащается), то и частицу за него на Проскомидии не следует вынимать. Это касается и христиан, не принадлежащих Православной Церкви. Как же тогда за них помолиться? В частной молитве и в дополнительных богослужениях, которые не входят в суточный круг – молебен за здравие или панихида за упокой, где нет действий, связанных с Евхаристией, с мистическим единением со Христом.
— Случается, что люди расстраиваются, когда их записки не читают вслух. Что по этому поводу можно сказать?
— У нас сейчас люди приходят в церковь, как в комбинат бытового обслуживания, с таким отношением: «Слушайте, я заплатил деньги, почему я не слышал свои записки?». В церкви нет подобных услуг. В день подаются тысячи записок, хорошо если около 10 человек их поминают, а если это деревенский храм – то один, два человека. Поэтому некоторые записки читаются вслух, некоторые – про себя, но это же не значит, что Господь их не слышит. Важно, что все записки читаются. Поэтому, когда человек говорит «где моя записка?», то это говорит лишь о том, что он не понял, куда пришёл и не доверяет тому, что здесь происходит.
Ведь что такое записка? Это просьба ко всей Церкви помянуть усопших. Просьба, а не требование. А у нас, бывает, даже пишут в записках – «вслух помянуть», так что получается, этот человек чем-то лучших остальных? Это говорит о невежестве человека, о полном непонимании его, куда и зачем он пришёл.
В воскресные дни Великого поста совершается Литургия Василия Великого, на которой нет вообще заупокойной ектеньи по прочтении Евангелия, т.к. по Уставу вообще не положено заупокойной ектеньи в воскресные дни в церквях, где совершается суточный круг богослужений во все дни седмицы. С понедельника по субботу – можно, а в воскресный день – уже не положено. Так вот, во время Литургии Василия Великого заупокойной ектеньи нет, но заупокойное поминовение есть – после освящения Святых Даров. И там есть такие слова: «И ихже мы не помянухом, неведением, или забвением, или множеством имён, сам помяни, Боже…». Ведь помянуть всех невозможно – многих сродников усопших мы не знаем по именам, да и живых не всех можем вспомнить, поэтому Сам всех и вся помяни Господи, их же имена Ты Сам веси.
— Бывает, что человек подал записку, а сам на службу не пришёл, по разным обстоятельствам. Приемлемо ли это?
— Важна внутренняя подоплека. Одно дело, если человек чего-то требует от Церкви, приносит записку, чтобы всё сделали за него, а сам участвовать в богослужении не желает. Другое дело, когда человек – добрый и порядочный христианин, при возможности посещает храм полноценно и участвует во всех богослужениях, но бежит на работу, при этом доверяет Церкви, верит, что его братья и сестры во Христе помолятся о его сроднике – тут вопросов нет.
Важно помнить, что, конечно, Господь слышит каждую молитву, но Он Сам сказал – где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их. Он сказал — собраны, а это требует от человека внутреннего усилия. И в кресле хорошо петь «Аллилуйя», но мы становимся на молитву, и поклоны делаем, которые помогают нам меняться.

sobor.by/

(30)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *