Родительская суббота: зачем идти на богослужение и как помочь усопшим? Отвечает священник

Ближайшая суббота, 17 марта, будет 3-й родительской субботой Великого поста. Как должно провести этот день верующему человеку с максимальной пользой для души и для своих усопших близких? О чём стоит позаботиться в первую очередь? Как наше участие в богослужении может помочь тем, кто ушёл в мир иной? Для чего в поминальные дни люди несут продукты в храм? На эти и другие вопросы Sobor.by ответил клирик минского Радосте-Скорбященского прихода, протоиерей Павел Кивович, настоятель прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы д. Старое Село Минского района.

— Отец Павел, накануне родительской субботы служится Парастас, что это за служба?
— Это вечернее богослужение перед заупокойной Литургией. Особенность её в том, что на ней особым чином читается 17 кафизма (118 псалом), с произнесением заупокойной ектеньи (молитвенные просьбы и обращения к Богу – прим. Ред.), с каждением.
— Что должно быть в приоритете: попасть на Парастас или на утреннюю субботнюю службу?
— Вообще суточное богослужение включает в себя вечернюю службу и Литургию, которая является её пиком. Вечерняя служба – это всегда приготовление к Литургии. Поэтому, на мой взгляд, эти службы – что-то одно цельное. А уже в дополнение к Литургии, после неё, совершается Вселенское поминовение усопших, то, что мы называем Панихидой.
Нельзя сказать, что здесь в приоритете: Парастас или заупокойная Литургия. Если человек собирается причащаться, то тут даже вопросов нет – он приходит на вечернюю службу (на Парастас) и на Литургии в субботу причащается. И далее он может остаться на Панихиду, но это уже как раз не обязательно, если у человека есть и другие важные дела.
Если же позволяет возможность задержаться в храме, то почему бы не остаться и на Панихиду. Хуже не будет, а лучше может быть. Зная текст Панихиды, можно самостоятельно совершить Литию на кладбище, как это и должно быть.
— Если человек не собирается причащаться, стоит ли ему идти на Литургию, или достаточно прийти только на Панихиду?
— Даже если человек не причащается, молитва за Литургией – это ценная молитва. Если есть возможность прийти на неё помолиться, а потом ещё и остаться на Панихиду, то лучше так и сделать.
— Можно ли говорить о том, что молитвы во время заупокойной Литургии и Вселенской панихиды особенно слышны Господом?
— Господом сказано, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их. А тут мы говорим о вселенской панихиде, те все церкви, которые живут по нашему юлианскому календарю, они в один и тот же день все вместе молятся об усопших сродниках. Думаю, это имеет перед Богом особую силу.
— Есть такое мнение, что нашим усопшим будет особое благо, если в родительскую субботу человек причаститься…
— Конечно. Литургия – это венец всего, и особенно это чувствуют священники. Всё-таки молитвы и приготовления мирянина к Литургии – это больше молитвы покаянного характера и об освящении через Святые Дары. А вот священнослужитель перед Литургией читает молитву святителя Амвросия Медиоланского, в которой очень чётко говорится: «Молим тя, Отче святый, о душах верных преставльшихся, яко да будет им во избавление, спасение, отраду и вечное веселие, сие великое благочестия таинство».
— Но как мирянину объяснить, чем его причащение Святых Христовых Тайн может помочь усопшему близкому?
— Всё очень просто. Мы понимаем, что причащаясь Святых Даров, наша природа не просто освящается, но становится по-настоящему другой. И в этом «чистеньком» состоянии и молитва наша становится святой, «чистенькой», она Богу как «благоприятное кадило благовонное».
— А мнение, что, молясь на Литургии мы соприкасаемся с нашими близкими, оказываясь с ними в едином вневременном пространстве, ведь они уже в ином мире, где нет нашего понятия времени, и Литургия совершается вне времени …
— Такое мнение есть, и это мнение авторитетных учителей Церкви, но такой мистический подход к Литургии не каждый в миру поймёт.
— Как ещё мы можем помочь нашим близким в родительскую субботу, помимо участия в богослужении и принятии Святых Христовых Тайн?
— Согласно святоотеческой традиции и того, что закреплено в житиях святых, важным делом является приношение милостыни в память об усопших. Многие приносят продукты в храм, которые потом распределяются между церковным причтом и людьми, которые трудятся при приходе, участвуют в социальных проектах. Также всегда есть люди, которым можно и нужно помочь — в память об усопшем можно подать нищему.
— Правда ли, что лучше всего в качестве жертвенных продуктов в храм приносить масло, хлеб (муку) и вино?
— Я тоже такое с детства слышал (улыбается), это церковная традиция, то, что передали мне мои бабушки и дедушки. Насколько это так, трудно сказать. Но действительно, вино и хлеб являются теми дарами, из которых приготавливается Евхаристия.
— А какое вино используется для Евхаристии?
— У нас всегда традиционно используется кагор. Но нужно понимать, что это кагор не за три копейки, но качественное вино, известных заводов.
— Принести вино для Евхаристии или пакет гречки для священнослужителя? Можно ли говорить, что какая-то жертва будет Господу наиболее угодной?
— Богу угодна чистосердечная жертва, сделанная с усердием, тайно, без корысти и без сожаления.
— А если в родительскую субботу не пойти на службу, но в это же время молиться дома?
— Ответ очевиден, где двое или трое собраны во имя Мое… Конечно Господь слышит каждую молитву, но ведь Он Сам сказал – собраны, а это требует от человека внутреннего усилия. И в кресле хорошо петь «Аллилуйя», но мы становимся на молитву, и поклоны делаем, которые помогают нам меняться.
На фото: Отец Павел Кивович. Автор снимка Татьяна Шимко, deiverbo.com
Источник: sobor.by

(2274)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *