Порой воцерковлённые родители теряются, не зная, что ответить подрастающим детям на вопросы о Боге и Церкви, о таинстве Причастия, о жизни и смерти. Одно дело, когда ребёнок ходит в воскресную школу и изучает Закон Божий, а как быть с малышами 3-4 лет? Как отвечать им лаконично и доступно, объясняя порой необъяснимое?
Мы решили собрать вопросы детей дошкольного возраста на церковную тему и попросили ответить на них клирика минского Радосте-Скорбященского прихода протоиерея Павла Кивовича, настоятеля прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы д. Старое Село Минского района. У отца Павла четверо детей: трое мальчишек ( 17, 13 и 10 лет), и 5-летняя дочь.
— Отец Павел, мы подготовили вопросы детей в возрасте 3-4 лет, которые регулярно ходят на Причастие с родителями и задают им вопросы, которые взрослых порой ставят в тупик. Как бы Вы сами на них ответили: первый вопрос — «Кто такой Бог?».
— Наш Творец, наш Создатель. Тот, Кто создал всё.
— Вдогонку по этой теме, как тогда объяснить ребёнку через пару лет, почему в его детской книжке «Почемучке» написано, что человек произошел по Дарвину от обезьяны?
— Прежде всего, нужно самим разобраться: теория Дарвина – это правда или нет. Если неправда, то так и надо говорить ребёнку. Автор книжки не обманывает, но это всего лишь теория, которая, как и многие другие теории, имеет право существовать. Ведь мы читаем и другие выдумки, но понимаем, что они неправдивы, перерастаем их в каком-то возрасте.
— Следующий вопрос девочки трёх с половиной лет: «Зачем нам идти в храм?»
— Конечно, родители должны сами придумывать свои версии, они могут быть разные, но главное – должны быть правдивыми. Один может сказать: «Для того, чтобы встретиться с Богом. Бог везде, это так, но давай посмотрим, что написано в Законе Божьем: храм – это место ОСОБОГО присутствия Божьего. Если мы хотим, чтобы Бог особо нас благословлял, мы идём куда? В место, где Он ОСОБО пребывает».
Для ребёнка более взрослого, конечно, стоит сказать, что сердце жизни христианской — это Тело и Кровь Христовы. Без храма это невозможно. Поэтому, конечно, мы стремимся в храм для того, чтобы причаститься.
Нужно исходить из терминов, которые есть у нас в катехизисе: что такое храм и почему мы туда ходим.
— Как объяснить ребёнку, что такое Причастие? Часто можно услышать от взрослых, что «это что-то вкусненькое», что, конечно, очень коробит…
— Конечно, такого объяснения про вкусненькое не должно быть (вздыхает). Нужно учиться говорить о настоящем доступными ребёнку речами. Конечно, ребёнку подготовленному, который с детства причащается, можно сказать, что причащается он Тела и Крови Христовой. Он это слышит постоянно в храме. Так и объяснить, что Христос принёс Себя в жертву за нас.
Неподготовленному ребёнку нужно учиться приходить в храм с родителями. Будет это стремление в семье, тогда и ребёнок будет доверять тому, что сами родители будут делать.
Можно сказать, мы идём причащаться Боженьки, соединяться с Богом посредством того, что нам дадут на ложечке.
— «А зачем причащаться?»
— А чтобы Божья благодать была в нас.
На что нужно очень акцентировать внимание так это на то, что ребёнка нельзя причащать, прибежав впопыхах с улицы, а после причастия также убежав. С самого рождения ребёнок должен в лице своего родителя подготовиться к причастию молитвой перед причащением: «Верую Господи и исповедую…». Вслух спокойно медленно прочитать эту молитву дома с ребёнком или прийти в храм за 5 минут до причастия, чтобы услышать эту молитву. И ребёнок должен знать, что в храм нужно прийти пораньше. Подготовка дома должна быть обязательна, она настраивает и родителей, и ребёнка на правильный лад.
Конечно, в 2-3 года дети неусидчивые, там уже как получается. Но важно понимать и помнить, какой силой обладает молитва. Величайшее множество случаев, когда слова молитвы действуют на человека, даже почти умершего. Когда такой человек оживает (Господь его возвращает к жизни), он говорит, что слышал молитву и молился, при этом врачи говорят, что он был без сознания. Что говорить о детях, которые являются частью нас. Молитва родителя очень влияет на ребёнка.
— «Почему люди убили Бога, если Он был хороший?»
— Здесь надо начать говорить о зле. О том, что Бог зла не сотворил, но человек своей волей ввёл в мир зло, и когда он склоняет свою волю ко злу, он и творит всякое безобразие. Можно дать пример из детской жизни: «У тебя кто-то из детей забирает игрушку, а почему он её не попросил, а забирает, если она твоя? Вот почему он такой злой?». Иногда на вопрос ребёнка нужно задать ему ответный вопрос, чтобы он задумался. Можно пояснить, что Христос, чтобы мы были добрыми, пришёл на землю и взял на себя грехи человеческие, принеся себя в жертву. Но порой ребёнку достаточно поверхностных ответов. Если у него есть доверие к родителям, он с ними соглашается.
— «Почему на иконе «Троицы» изображены трое, если Бог один?»
— Надо рассказать библейскую историю о явлении Бога Аврааму в виде трёх ангелов. Открыть вместе главу Бытия и прочитать, что Сам Бог открыл Себя человеку, что Он есть Троица. Иначе мы бы и знать не знали, что Он есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. И на иконе мы это видим.
— «А где на иконе Бог Отец, где Бог Сын и где Бог Дух Святой?»
— Кто есть Кто на иконе, мы не знаем, но три Лица потому и похожи, что Они равны между Собой. Мы знаем лишь то, что нам открыто в Писании, что Бог есть Троица.
— «Почему человек умирает и как ему помочь?»
— Поддержать его молитвой. Мы должны говорить, что мы не столько человеку помогаем, сколько его поддерживаем, чтобы Бог Своей благодатью укрепил больного. Если он умрёт, так и говорить, что Господь призвал человека в Свое Небесное Царство. Если образ кончины христианский, то так и говорить, что и мы желаем себе такой кончины, что мы тоже однажды пойдём к Богу. Мы молились, надеемся, что и за нас кто-то помолиться. Хорошо, что мы его поддержали в такой момент. Ведь главное, чтобы человек перед смертью не впал в уныние, в какое-то состояние, в котором он бы не достиг Царствия Небесного.
Важно всегда говорить, как есть, как мы это сами понимаем, но на доступном ребёнку языке. Если начнём что-то придумывать, родиться недоверие в семье.
— Как объяснить ребёнку, что человек умер, если на это малыш спрашивает «а когда мы пойдем к нему в гости?»
— Этого человека Боженька забрал. Он у Бога, в Царствии Божьем. Ей (ему) там хорошо. Оттуда уже не приходят.
Никакая истерика у ребёнка от такого ответа не начнётся, это мы взрослые так придумываем.
— А где был я, спрашивает ребёнок, глядя на школьную фотографию мамы: «Как это меня не было?»
— Можно достать из холодильника яйцо: «Это яйцо? Яйцо. А где цыпленок? Его нет. А яйцо-то есть, но если мы его разобьём, то увидим, что в нём только белок и желток. Но если на нём курочка посидит, то появиться цыпленок. Так и у родителей. Они сошлись, полюбили друг друга и подумали, что когда-то у них будут дети, и вот появился ты».
— А что до этого вы меня не любили? — спросит ребёнок.
— Если бы мы тебя не любили, ты бы не появился.
— Если родитель уже ответил на вопрос ребёнка неправдой, как ему быть? Сказать, что ошибался?
— Да. Родителям тоже нужно научиться мириться со своими детьми: просить прощение и признавать свои ошибки. Сказать, что я приблизительно думал так, а теперь знаю точно: «Мы вместе можем прочитать и узнать совершенно точно, как оно есть на самом деле по христианскому учению».
Кстати, чтобы ребёнка расположить к чтению Священного Писания, можно ему подготовить подарок в виде красивого издания Библии. Сейчас есть очень хорошие издания, даже со вкладышем, где написано, что книга преподносится в дар такому-то человеку. Для ребёнка это очень впечатлительно, когда такое взрослое Священное Писание ему дарят, например, на отроческий возраст, когда ему исполняется 7 лет, это очень яркий момент в его жизни.
Автор фото отца Павла: Татьяна Шимко, deiverbo.com,
Материалы подготовлены: sobor.by
(1158)